Воскресенье, 19.08.2018, 05:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

Режим организации жизни детей в течении холодного периода

 


Возрастная и индивидуальная характеристика контингента детей  5 – 7  лет

    Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность САМОРЕГУЛЯЦИИ, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так ,они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу / убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.д./ Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм / дружно играть, делиться игрушками, кантролировать агрессию и т.д./ как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

    В возрасте 5-6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей /»Я хочу быть таким как Человек - Паук», «Я буду как принцесса» и т.д./ В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнения товарищей становятся существенными для них.   

    В 5-6 лет у ребёнка формируется система привычной гендерной идентичности идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам / женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного падения. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом, если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются «мальчишками», обществом, девочки же принимают в свою команду таких мальчиков.

   Существенные изменения происходят в этом возрасте в игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Усложняется игровое пространство / например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримёрная»/. Игровые действия становятся разнообразными.

   Вне игры общение становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

   Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагивать небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются отличая в движениях мальчиков и девочек / у мальчиков - более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные/, общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость / способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями / и силовые качества / способность применения ребёнком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени/. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при  самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда обуваются и одеваются.

    К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках / например, можно показать два оттенка одного цвета: светло – красный и тёмно – красный /. Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда  сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7 – 10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени всё ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

    Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течении 20 – 25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым / отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определённым образом /.

      Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приёмы и средства / в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки /.

       В 5 – 6 лет ведущее значение имеет наглядно – образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств / схем, чертежей и пр. / и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно – действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.  Например, прежде чем управлять машинкой с помощью пульта, ребёнок, первоначально пробуя, устанавливает связь движений машинки с манипуляциями рычагами на пульте. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными.      На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребёнок свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса  и темп речи в зависимости от ситуации.

      Дети начинают употреблять обобщённые слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающие название профессий, социальных учреждений / библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д./ глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже. Способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

      Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно «чтение с продолжением». Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается ещё и автор, история создания произведения.

      Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка 5 – 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия действий и поступков собственных и других людей.

       Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 и 6 – 7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание  трудовой деятельности ( при условии сформированности  всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

       Музыкально – художественная деятельность.  В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность.

      В продуктивной деятельности  дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттека, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.  Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски , квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов  или  декоративные композиции.

       Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о конструируемых ими объектах.  

       В  целом ребёнок 6 – 7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

       Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям «добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых» и достаточно тонко их различать,  например, очень  хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях /например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека / . Социально – нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

         К 6 – 7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены, определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому , что нужно сделать в случаи травмы и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому /промыть глаза, промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью/ в подобных ситуациях.

        Поведение ребёнка также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально – нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо» и смущение , неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо».

       К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях.

       Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека – сочувствие – даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.  К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребёнок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять не интересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому – то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

        Сложнее и богаче становится ОБЩЕНИЕ ребёнка со взрослым. По прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребёнок при этом стремится как можно боль узнать о нём.  Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. К концу 7 года жизни ребёнок становится более свободным в общении со взрослыми но с другой стороны очень зависим от их авторитета.

         Большую значимость для детей 6 -7 лет приобретает общение между собой, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе.

       В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями /понятиями/ о своей ГЕНДЕРНОЙ принадлежности, устанавливают взаимосвязи  между своей  гендерной ролью и различными проявлениями мужских  и  женских свойств /одежда, причёска, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление своего собственного достоинства /. Дети  к  7 годам начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной  роли в быту, общественных  местах, в общении и т. д. Осознают относительность мужских и женских проявлений /мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д./

        В играх дети 6 – 7 лет  способны отражать достаточно сложные социальные события – рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия.  Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к другой. Могут вступать во взаимодействия с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роли /например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют её указания.

      Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта.  Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.

       Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног.  Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать. Держать правильно осанку.  По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног. Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель.

        В возрасте 6 – 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов.

       К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим   вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6 – 7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно /т.е. без специальной цели/ запомнить достаточно большой объём информации. Дети также могут ставить перед собой задачу что – либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя.  Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа.  Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство – слово /в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно – образные средства – картинки, рисунки/. Но несмотря на возросшие возможности непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.  Девочек отличает большой объём и устойчивость памяти.

       Воображение детей дошкольного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.  При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6 – 7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

       Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых.

        В донном возрасте продолжается развитие наглядно – образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи, с использованием обобщённых наглядных средств  / схем, чертежей и пр./ и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.  Действия наглядно – образного мышления  /например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта/ ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметам действиям даже в случаях затруднений.

       Упорядочивание предметов / сериацию / дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления  /например, цвета или величины/, но и какого – либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака /например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения/. Дошкольники классифицируют  изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам.  Например, по родо – видовой принадлежности /»мебель», «посуда», «дикие животные»/. Возможность успешно совершать действия  сериации  и классификации во многом связано с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления  всё более активно включается речь. Использование ребёнком /вслед за взрослым/ слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Часто первые свои обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершить.  Так они могут объединить рисунок кошки с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображение девочки и платья будут объединены, «потому что она его носит».

         Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей. Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы и слова.

        Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.   Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения /с сочинительными и подчинительными связями/. В 6 – 7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п.

      В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.  Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. С тем , чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь – рассуждение.

      К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится всё более устойчивым. В возрасте 6 – 7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослыми он активно учавствует в многостороннем анализе произведения /содержание, герои, тематика, проблемы/.  Ребёнок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах  фольклора и художественной литературы. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению.

       К концу дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт.  Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника – читателя.

        Музыкально – художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально – выразительными и техническими умениями.

       Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства /история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей/.

      Художественно – эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснить использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально – художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

        В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Это не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветные тона и оттенки, осваивать новые способы работы с гуашью /по «сырому» и « сухому»/, использовать способы различного наложения цветного пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения  в рисунке главного. Становятся доступны приёмы декоративного украшения.

       В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передовая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки /пластический, конструктивный, комбинированный/.

        В аппликации осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

       Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями.  Путём складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала делать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.

        Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией /фризовой, линейной, центральной/ с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

       Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь  воспитателя им всё ещё нужна.